Главная » Статьи » Прямая речь

Про голос, диапазон и все остальное

Отвечу на вопрос в твиттере: " "Знатоки" музыки утверждают, что у Хьюстон диапазон 5 октав, у Анохина - 3,5, а у Домогарова - 2 )".

Сначала немного о терминах. Основной, натуральный, естественный голос человека называют грудным. Грудной голос характеризуется тембром, обертонами. Строго говоря, голосовым диапазоном считается диапазон именно грудного голоса. Есть еще так называемый фальцет - голос верхнего головного регистра, это как бы искусственный голос, который получается особенным напряжением голосовых связок. Считается, что фальцет - это у мужчин, а у женщин такой голос называется по-другому. Как? Иногда женский фальцет называют субтоном. Но так как субтон - это все-таки более широкое понятие, а однозначного термина женского фальцета почему-то нет, то я его буду называть просто фальцетом. Еще есть так называемый микст - как бы микс между регистрами, переходные ноты в другой регистр , а иногда и сами ноты в головном регистре, умело окрашенные грудным тембром.

Итак - по сути вопроса. Про диапазон в пять октав могут утверждать только те, кто музыкальные инструменты видели издалека ). Прочитали в интернете, мож, там кто-то выразился метафорически, мож, кто-то регистрировал рекорды, используя опять же все приемы (включая фальцет), которые  к пению имеют весьма условное отношение, - по-хорошему пять октав рабочим диапазоном воспроизвести нереально. Вот, например, Сергей Пенкин хвастает, что он берет почти четыре октавы. Но именно берет, пытается петь. Но это уже не пение, а какая-то установка рекордов диапазона, причем рекорды он пытается взять не голосом, а хрипом (типа могу низко) и вот фальцетом (типа могу высоко). Ему не до песен, - он  просто показывает, как он может, сколько он может. Лучше б не делал этого). Ну, как говорится - каждому свое ). В принципе пищать фальцетом, как Пенкин, после небольшой тренировки может любой вокалист... кому не стыдно пищать ). Но это не рабочие ноты. Просто у Пенкина такое спортивное пение. Или вот Витас. У него тоже небольшой естественный голосовой диапазон. Но ему придумали фишку с "ультразвуком" ) - тоже фальцет. Если отсчитать от его рабочих нот до этого "ультразвука" диапазон, то тоже можно сказать, что у Витаса широкий диапазон, а у Пенкина - еще больше, но это не так. Вот Хьюстон умела пользоваться фальцетом так, что не поймешь, где грудной голос, а где фальцет. Она умела окрасить тембром и фальцет, он как бы рабочим становился, поэтому диапазоном Хьюстон можно считать и фальцет. А вот у Витаса с Пенкиным фальцет куцый, без тембра, - они просто кичатся типа высокими нотами, рассчитывают произвести впечатление на несведущих слушателей. Что, впрочем, им часто удается ).

Как правило, рабочий диапазон вокалистов - около двух октав (грудной голос). Плюс-минус два-три тона в зависимости от самочувствия, состояния связок. Уитни Хьюстон умело пользовалась фальцетом, он был у нее насыщенный и густой, поэтому можно утверждать, что у Хьюстон рабочий диапазон от 2.5 до 3 октав. Лепс, например, тоже хорошо использует свой фальцет и микст, он у него тоже обертонистый. Поэтому у Лепса тоже фальцет можно считать его рабочим диапазоном - это примерно 2.5-3 рабочие октавы. Это очень много. Валерий Анохин? Ну, не знаю...надо еще послушать, но вокалист он сильный.

Александр Домогаров фальцетом не поет (и слава Богу), у него красивый рабочий тембр. Но его диапазон всего около полутора октав (в хороший день). Из-за его небольшого диапазона у нас были проблемы с выбором тональности при записи дуэтов. Мне тоже хотелось петь, где мне удобно, я ведь тоже не Лепс). Но приоритет в выборе пришлось отдать ему. Я уж как-нибудь... подстроюсь. Я так решила - и все получилось ).

Но! Уровень вокалиста - это не только количество октав или громкость голоса, как многие считают. Я уже не раз писала, что главнее - тембр, а также - чистота интонирования, манера и интонация, артистизм, харизма в конце концов. У многих певцов и певиц и диапазон широкий, и голос громкий, а слушать их не хочется... А вот, например, у Бернеса, Вертинского, Утесова, Криса Ри были небольшие диапазоны, негромкие голоса, они не использовали фальцет, однако, это не помешало им стать любимыми исполнителями. Примерно так.

Категория: Прямая речь | Добавил: Admin (03.04.2015)
Просмотров: 16900 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]